СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ВУЗОВ
Аннотация
В современных условиях одной из основных задач развития системы высшего образования является повышение глобальной конкурентоспособности университетов на основе рейтинговой оценки их деятельности. Существующие в настоящее время критерии и показатели не позволяют в должной мере оценить качество работы вузов в общем и научно-исследовательской работы в частности. В данной статье рассматриваются проблемы методического обеспечения оценки рисков и организации системы внутреннего контроля университетов и формирования критериев рейтинговой оценки научно-исследовательской работы вузов с целью повышения эффективности ее финансирования и стимулирования труда научно-педагогических работников. Проведен критический анализ действующей системы оценки деятельности и финансирования высших учебных заведений. Предложены меры по повышению качества научно-исследовательской деятельности вузов, результативности и эффективности научно-исследовательской работы, стимулированию научных исследований научно-педагогических работников и более широкому внедрению результатов научно-исследовательской работы в реальный сектор экономики.
Цель – формирование методического обеспечения оценки рисков системы внутреннего контроля финансирования и стимулирования научно-исследовательской работы вузов.
Метод и методология проведения работы. В статье использовались методы анализа и синтеза, группировки и сравнения, логического анализа, тестирования, методы анализа статистических данных, позволяющие наиболее полно исследовать поставленные проблемы и оценить риски системы внутреннего контроля финансирования и стимулирования научно-исследовательской работы вузов и формировать информацию руководству вузов для принятия управленческих решений.
Результаты. Проведен критический анализ современной системы оценки научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава и эффективности научно-исследовательской работы вузов, получены наиболее информативные параметры, позволяющие сформировать методическое обеспечение оценки рисков системы внутреннего контроля финансирования и стимулирования научно-исследовательской работы вузов, предложено наряду с количественными показателями более полно использовать качественные показатели оценки выполнения научно-педагогическими работниками научно-исследовательской работы.
Область применения результатов. Полученные результаты могут применяться при проведении мониторинга Министерством науки и высшего образования качества научно-исследовательской работы вузов, руководством и администрацией высших учебных заведений для внутреннего контроля за выполнением и оценкой научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава вузов.
Скачивания
Литература
Список литературы
Актуальные направления современных научных исследований и их роль в развитии общества, экономики и государства // Сборник научных статей по итогам международной межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2024.
Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы «Приоритет-2030»: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-59-71
Болотов В.А., Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Формирование института независимой оценки высшего образования в Российской Федерации // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. №10. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-10-9-35
Бузгалин А., Миронов А., Эпштейн Д. О ситуации в российской науке // Свободная мысль. 2015. № 4 (1652). С. 140-163.
Бузгалин А.В., Яковлева Н.Г. Возрождение отечественного образования: общедоступность, качество, ориентация на цели развития (к итогам работы Международного конгресса «Возрождение производства, науки и образования в России: вызовы и решения» и второй сессии конгресса работников образования, науки, культуры и инженерных специальностей) // Экономика образования. 2015. № 1. С. 10-16.
Глобальная конкурентоспособность ведущих университетов: модели и методы ее оценки и прогнозирования: монография / Е.М. Анохина, И.П. Бойко, Н.Б.Болдырева [и др.]; под общей ред. В.Г. Халина. Москва: Проспект, 2018. 544 с.
Гохберг Л.М., Кузнецова И.А. Вузовская наука: перспективы развития // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 107-120.
Гринев А. В. Проблема наукометрической дискриминации российских гуманитариев // Социология науки и технологий. 2023. Т. 14, № 2. С. 122-143. https://doi.org/10.24412/2079-0910-2023-2-122-143
Губа К.С. Наукометрические показатели в оценке российских университетов: обзор исследований // Мир России. 2024. Т. 31. № 1. С. 49-73.
Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Анализ показателей эффективности университетов – участников исследовательского трека программы «Приоритет-2030» // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 3. С. 49-63. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-3-49-63
Джонстаун Б. Сокращение финансирования высшего образования: стимулы и ограничения диверсификации доходов // Университетское управление; практика и анализ. 2002. №2 (21).
Дрантусова Н.В., Князев Е.А. Многоканальность и диверсификация финансирования научных исследований // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 4. С. 68-77.
Зарубежный опыт реформ в образовании: Европа, США, Китай, Япония // Высшее образование сегодня. 2001. № 2. С. 60-67.
Зырянова Н.И. Экономика образования [Электронный ресурс]: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/21889
Ишина И.В. Финансирование научно-исследовательских работ: российский и зарубежный опыт: Монография / И.В. Ишина, В.В. Завгородняя. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. 162 с.
Концепция закона о науке Российской Федерации. Утверждена решением второй сессии Конгресса работников образования, науки, культуры и техники 23 ноября 2014. https://congress-cron.com/kon-4/
Костров А.В., Кудрявцев А.Н. Эволюция нормативно-правовой базы оплаты и стимулирования труда научных работников в СССР и Российской Федерации // Управление наукой и наукометрия. 2024. Т. 19. № 1. С. 66-101. https://doi.org/10.33873/2686-6706.2024.19-1.66-101
Котляров И.Д. Управление продуктивностью научной работы профессорско-преподавательского состава // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 5(63). С. 41-48.
Краснова Г.А., Бурангулов Э.Р. Анализ принципов, моделей и механизмов финансирования вузовской науки в России // Управление наукой и наукометрия. 2022. Т. 17. № 1. С. 108-135. https://doi.org/10.33873/2686-6706.20221.17-1.108-135
Куркина Н. Р. Экономика образования: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Р. Куркина, О. В. Сульдина. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 155 с.
Мездриков Ю.В. Организация системы внутреннего контроля и анализ финансирования научно-исследовательской работы в вузах // Ekonomické Trendy. 2020. № 4. С. 7-16.
Мездриков Ю.В., Мущак А.А. Аудит образовательных учреждений. Саратов, 2012. 176 c.
Мездриков Ю.В., Мущак А.А. Сравнительный анализ финансового аудита и аудита эффективности применительно к образовательным учреждениям // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 2 (38). 48 с.
Серебряков А.А. Обзор программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3. № 3. С. 236-241. https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.3.12
Benchmarking industry-science relationships. Proceedings of the joint German-OECD Conference held in Berlin, October 16-17, OECD. Paris, 2000.
Davies J. L. The emergence of entrepreneurial cultures in European Universities // Higher Education Management and Policy. 2001. Vol. 13, № 2. P. 25-45.
Dill D., Sporn B. The implications of postindustrial environment for the university: an introduction // Emerging patterns of social demand and university reform: through a glass darkly (Dill D. D., Sporn B., eds.). Oxford, 1995.
Geiger R. L. Organized Research Units — Their Role in the Development of University Research // J. of Higher Education. 1990. Vol. 61, № 1 (Jan./Febr.).
Gibbons M. Higher Education Relevance in the 21st Century. The World Bank, Oct. 1998.
Gibbons M. The university as an instrument for the development of science and basic research: the implications of mode 2 science // Emerging patterns of social demand and university reform: through a glass darkly (Dill D. D., Sporn B., eds.). Oxford, 1995. P. 90-104.
OECD Report: Governance of Public Research: Toward Better Practices, OECD. Paris, 2003.
OECD Report: Science, Technology and Industry Outlook, OECD. Paris, 2002.
OECD Report: Turning Science into Business. Patenting and Licensing at Public Research Organizations, OECD. Paris, 2003.
Ryzhov N.G. Improvement of method of funds allocation for governmental research assignments for universities // Modern problems of science and education. 2013. №6. P. 526.
References
Actual directions of modern scientific research and their role in the development of society, economy and state. Collection of scientific articles on the results of the international interuniversity scientific-practical conference. St. Petersburg, 2024.
Ambarova P.A., Zborovskiy G.E. Scientific and pedagogical community in Russian universities in the conditions of implementation of the program “Priority-2030”: problems and prospects. Higher Education in Russia, 2022, vol. 31, no. 1. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-59-71
Bolotov V.A., Motova G.N., Navodnov V.G. Formation of the institute of independent evaluation of higher education in the Russian Federation. Higher Education in Russia, 2024, vol. 33, no. 10. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-10-9-35
Buzgalin A., Mironov A., Epshtein D. On the situation in Russian science. Svobodnaya Mysl, 2015, no. 4 (1652), pp. 140-163.
Buzgalin A.V., Yakovleva N.G. Revival of domestic education: accessibility, quality, orientation to development goals (to the results of the International Congress “Revival of production, science and education in Russia: challenges and solutions” and the second session of the Congress of workers of education, science, culture and engineering specialties). Economics of Education, 2015, no. 1, pp. 10-16.
Global competitiveness of leading universities: models and methods of its assessment and forecasting: a monograph / E.M. Anokhina, I.P. Boyko, N.B. Boldyreva [et al.]; under the general editorship of V.G. Khalin. Moscow: Prospect, 2018, 544 p.
Gokhberg L.M., Kuznetsova I.A. Vuzovskaja nauka: perspectives of development. Higher Education in Russia, 2004, no. 4, pp. 107-120.
Grinev A. V. Problem of scientometric discrimination of Russian humanitarians. Sociology of Science and Technology, 2023, vol. 14, no. 2, pp. 122-143. https://doi.org/10.24412/2079-0910-2023-2-122-143
Guba K.S. Naucometric indicators in the assessment of Russian universities: a review of studies. The World of Russia, 2024, vol. 31, no. 1, pp. 49-73.
Guseva A.I., Kalashnik V.M., Kaminsky V.I., Kireev S.V. Analysis of efficiency indicators of universities - participants of the research track of the program “Priority-2030”. Higher Education in Russia, 2024, vol. 33, no. 3, pp. 49-63. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-3-49-63
Johnstown B. Reducing funding for higher education: incentives and constraints to revenue diversification. University administration; practice and analysis, 2002, no. 2 (21).
Drantusova N.V., Knyazev E.A. Multichannel and diversification of scientific research funding. University management: practice and analysis, 2005, no. 4, pp. 68-77.
Foreign experience of reforms in education: Europe, USA, China, Japan. Higher Education Today, 2001, no. 2, pp. 60-67.
Zyryanova N.I. Economics of education: study guide. Yekaterinburg: Izd-e vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2016. http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/21889
Ishina I.V. Financing of scientific research work: Russian and foreign experience: Monograph / I.V. Ishina, V.V. Zavgorodnaya. Zavgorodnyaya. Moscow: Publishing and Trading Corporation “Dashkov and K”, 2016, 162 p.
Concept of the law on science of the Russian Federation. Approved by the decision of the second session of the Congress of workers of education, science, culture and technology November 23, 2014. https://congress-cron.com/kon-4/
Kostrov A.V., Kudryavtsev A.N. Evolution of the normative-legal base of payment and incentives for labor of scientific workers in the USSR and the Russian Federation. Science Management and Science Metrics, 2024, vol. 19, no. 1, pp. 66-101. https://doi.org/10.33873/2686-6706.2024.19-1.66-101
Kotlyarov I.D. Managing the productivity of scientific work of the teaching staff. University management: practice and analysis, 2009, no. 5(63), pp. 41-48.
Krasnova G.A., Burangulov E.R. Analysis of principles, models and mechanisms of financing university science in Russia. Science Management and Science Metrics, 2022, vol. 17, no. 1, pp. 108-135. https://doi.org/10.33873/2686-6706.20221.17-1.108-135
Kurkina N. R. Economics of education: textbook for secondary vocational education / N. R. Kurkina, O. V. Suldina. Moscow: Yurait Publ., 2024, 155 p.
Mezdrikov Yu.V. Organization of the internal control system and analysis of financing of research work in universities. Ekonomické Trendy, 2020, no. 4, pp. 7-16.
Mezdrikov Y.V., Muschak A.A. Audit of educational institutions. Saratov, 2012, 176 p.
Mezdrikov Y.V., Muschak A.A. Comparative analysis of financial audit and efficiency audit in relation to educational institutions. Management of economic systems: electronic scientific journal, 2012, no. 2 (38), 48 p.
Serebryakov A.A. Review of the strategic academic leadership program “Priority-2030”. Science Management: Theory and Practice, 2021, vol. 3, no. 3, pp. 236-241. https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.3.12
Benchmarking industry-science relationships. Proceedings of the joint German-OECD Conference held in Berlin, October 16-17, OECD. Paris, 2000.
Davies J. L. The emergence of entrepreneurial cultures in European Universities. Higher Education Management and Policy, 2001, vol. 13, no. 2, pp. 25-45.
Dill D., Sporn B. The implications of postindustrial environment for the university: an introduction. Emerging patterns of social demand and university reform: through a glass darkly (Dill D. D., Sporn B., eds.). Oxford, 1995.
Geiger R. L. Organized Research Units — Their Role in the Development of University Research. J. of Higher Education, 1990, vol. 61, no. 1 (Jan./Febr.).
Gibbons M. Higher Education Relevance in the 21st Century. The World Bank, Oct. 1998.
Gibbons M. The university as an instrument for the development of science and basic research: the implications of mode 2 science. Emerging patterns of social demand and university reform: through a glass darkly (Dill D. D., Sporn B., eds.). Oxford, 1995, pp. 90-104.
OECD Report: Governance of Public Research: Toward Better Practices, OECD. Paris, 2003.
OECD Report: Science, Technology and Industry Outlook, OECD. Paris, 2002.
OECD Report: Turning Science into Business. Patenting and Licensing at Public Research Organizations, OECD. Paris, 2003.
Ryzhov N.G. Improvement of method of funds allocation for governmental research assignments for universities. Modern problems of science and education, 2013, no. 6, p. 526.
Просмотров аннотации: 53 Загрузок PDF: 20
Copyright (c) 2024 Yuri V. Mezdrikov, Olga V. Belova

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.