ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

  • Timur A. Magsumov Набережночелнинский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0003-0117-7513
  • Oksana V. Ishchenko Сургутский государственный университет
  • Svetlana D. Zlivko Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
  • Gulnaz S. Mukhametshina Набережночелнинский государственный педагогический университет
Ключевые слова: образовательный менеджмент, управление персоналом в образовании, управление школой, адаптация педагогов, образование

Аннотация

Представлен проект по адаптации выпускников педагогических вузов к работе в образовательных организациях. Раскрываются цель и задачи проекта, организационный план и конкретные шаги по его реализации, анализируются возможные риски, результаты и перспективы развития проекта; вкратце намечены юридический и финансовый планы, стратегия проекта. Проект предполагает тесное взаимодействие молодых педагогов с администрацией школы, опытными учителями, обучающимися и их родителями; повышение профессиональной культуры и компетенций в образовательной деятельности.

Цель – проектирование комплекса организационно-педагогических мероприятий по успешной социально-профессиональной адаптации молодого учителя.

Метод или методология проведения работы: методология работы основана на деятельностном подходе и принципе системности, включала теоретическое исследование полученных обсервационным и диагностическим путем эмпирических данных.

Результаты: разработка программы для адаптации молодых педагогов общеобразовательной школы служит одним из эффективных способов решения затруднений в профессиональной деятельности начинающих учителей. Профессиональное становление молодого педагога будет проходить успешнее, если будет активно и правильно реализовано взаимодействие педагогов, обучающихся и их родителей. Это становится возможным благодаря: проведению диагностики педагогических затруднений и профессиональной подготовленности; привлечению к адаптации молодых педагогов опытных учителей с наделением их функцией наставничества; превращению адаптации в управленческий процесс. Авторы подготовили организационное пошаговое обучение, предполагающее:

1. проведение занятий «Школы педагогического опыта», коммуникативных тренингов, практикумов по планированию и проведению уроков и внеклассных мероприятий для молодых педагогов и педагогов, закрепление за каждым молодым специалистом учителя-наставника, социального педагога и психолога;

2. активизацию участия молодых специалистов в творческих группах, общественных командах, профессиональных конкурсах, проведение начинающими учителями в конце учебного года самоанализа педагогической деятельности и выявления дальнейших направлений самосовершенствования;

3. в целях совершенствования профессиональной компетентности молодых педагогов проведение различных форм мероприятий (консультации, открытые занятия, мастер-классы, вебинары, создание портфолио, конкурс профессионального мастерства и др.), диагностику определения профессиональных качеств молодого специалиста и его подготовку к аттестации на соответствие занимаемой должности.

Проведение разносторонней, особенно методической, деятельности по адаптации молодых специалистов поможет повысить уровень их профессиональной подготовки и решить кадровую проблему школ.

Область применения результатов: разработанный проект может быть использован как стартовая площадка в адаптации молодых педагогов не только в стенах общеобразовательных организаций, но и в образовательных организациях иных видов и уровней образования. Смысл проекта предполагает выход на сетевое сотрудничество с другими общеобразовательными учреждениями, проведение совместных методических мероприятий, привлечение опытных учителей школ к организации работы школы молодого учителя.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Timur A. Magsumov, Набережночелнинский государственный педагогический университет

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры педагогики

Oksana V. Ishchenko, Сургутский государственный университет

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры государственного, муниципального управления и управления персоналом

Svetlana D. Zlivko, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Лингвистика»

Gulnaz S. Mukhametshina, Набережночелнинский государственный педагогический университет

магистрант кафедры педагогики

Литература

Belozerova L. A., Guryleva L. V., Bragina E. A. Research of the content of career preferences of young teachers. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12(1-2), pp. 161-171.

Bolgova S. A. Factors of professional becoming of teachers are in general establshments. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2015, vol. 9-2(69), pp. 423-433.

Vasilenko A. A. The problem of young teacher’s adaptation and methods of its solution. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2014, vol. 11 (59), pp. 125-142.

Kalinina T. V., Akutina S. P. Ensuring readiness of the teacher for educational activity in the conditions of modern higher education. Russian Journal of Education and Psychology, 2016, no. 3-2, pp. 116-122.

Management in education. State and public administration of education. Kursk: University Book, 2021.

Mikheeva Y. V., Petrova L. A. “Personal Environment” training. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2009, vol. 6 (6), pp. 95-105.

Regulations on the Methodological Service and Methodical Council of MBEU Secondary General Education School No. 41. [Approved on August 29, 2019]. URL: https://edu.tatar.ru/upload/storage/org6694/files/метод%20служба%20итог(1).pdf

Regulations on the terms of remuneration of MBEU “Secondary General Education School No. 41”. : [Approved on May 19, 2021]. URL: https://edu.tatar.ru/upload/storage/org6694/files/Положение%20об%20условиях%20оплаты%20труда%20работников.pdf

Rustam Minnikhanov instructed to take control of staffing of schools and kindergartens. According to the press service of the TV and Radio Company “Tatarstan”. URL: https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/2019588.htm

Scudareva G. N. Professional becoming of a young teacher in modern social pedagogical conditions. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2012, vol. 4-1 (28), pp. 159-170.

Sotnikova M. S. Terms of effective psychological and pedagogical maintenance of young teachers’ professional adaptation in the conditions of new educational standards’ introduction. Russian Journal of Education and Psychology, 2015, no. 9, pp. 525-533.

Fedorenko A.V. Peculiarities of adaptation of a teacher-psychologist to professional activity. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2010, vol. 2-2 (8), pp. 92-94.

Cherkasova I. I., Yarkova T. A. Methodological bases of the management concept of professional adaptation of young teachers. Russian Journal of Education and Psychology, 2012, no. 11, p. 48.

Godina D. Kh. What is challening about teaching business engilsh to learners of pre-experienced level? Russian Journal of Education and Psychology, 2017, vol. 8(1-1), pp. 54-60.


Просмотров аннотации: 95
Загрузок PDF: 99
Опубликован
2022-03-30
Как цитировать
Magsumov, T., Ishchenko, O., Zlivko, S., & Mukhametshina, G. (2022). ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Наука Красноярья: экономический журнал, 11(1), 68-83. https://doi.org/10.12731/2070-7568-2022-11-1-68-83
Раздел
Экономические исследования