КЛАССИФИКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Sergey S. Igitkhanyan ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» https://orcid.org/0009-0005-6794-5695
Ключевые слова: имущество, активы, образовательная организация высшего образования, классификация, недвижимость, оборудование

Аннотация

Имущество образовательных организаций является материальной основой выполнения ими значимых общественных функций образования и воспитания. Повышение эффективности управления имуществом образовательных организаций является важным, так как обеспечивает повышение качества образования и потенциал для развития науки и способствует повышению эффективности использования государственного имущества, так как большинству образовательных организаций (а именно – государственным и муниципальным) государственное имущество передается на праве оперативного управления. При этом структура имущества образовательных организаций высшего образования (ООВО) является наиболее сложной. В литературе широко представлены варианты классификации имущества образовательных организаций. При этом имущество классифицируется по различным основаниям. Однако отсутствует системный подход к классификации имущества.

Цель – формирование систематизированной классификации имущества российских ООВО, учитывающей основные значимые для определения особенностей и границ управленческих воздействий факторы.

Метод или методология проведения работы: метод исследования документов, анализа и синтеза представленной в них информации.

Результаты. Сформированная классификация учитывает организационно-правовые формы ООВО, экономические, а также функциональные аспекты.

Область применения результатов. Использование систематизированной классификации способствует учету специфики деятельности ООВО, позволяет оптимизировать «стоимость владения» имуществом, повысить эффективность его использования, вовлечь в учебный и научный процесс.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Sergey S. Igitkhanyan, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»

соискатель кафедры «Менеджмент и инновации»

Литература

Список литературы

Анохова Е.В., Дранко О.И. Повышение эффективности деятельности вуза на основе экономического моделирования // Университетское управление: практика и анализ. 2018. №4 (116). С. 9-22.

Боровская М.А., Лобачева А.В., Бечвая М.Р., Кулешова К.Г. Инструмент оценки обеспеченности и содержания имущественного комплекса образовательных организаций: нормативно-подушевой подход // Университетское управление: практика и анализ. 2016. №4 (104). С. 96-102.

Бухарин Н.А., Пупенцова С.В. Оценка эффективности использования недвижимости образовательного учреждения // Университетское управление: практика и анализ. 2016. №4 (104). С. 103-110.

Горюнова Е.В. Повышение качества высшего образования как важнейший фактор экономического роста России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2009. С. 417-433.

Гурулева Т.Л. Система образования в китайской народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. 2017. №7. С.152-164.

Гусейн-заде Р. Г. Развитие современного инженерного образования в России (на примере Московского технологического университета) // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №6. С. 121-141.

Дуболазов В.А., Неелова Н.В. Учет имущества федеральных государственных автономных образовательных учреждений в соответствии с российскими и международными стандартами финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2014. №12 (306). С.2-15.

Ермак О.В. Состав и классификация объектов управления имущественного комплекса образовательных организаций высшего образования // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки, №12(75). 2022. URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/1December2022/SOSTAV%20I%20KLASSIFIKACIYa%20OBEKTOV%20UPRAVLENIYa%20IMUShESTVENNOGO%20KOMPLEKSA%20OBRAZOVATELNYH%20ORGANIZACIY%20VYSShEGO.pdf (дата обращения: 05.09.2023).

Жилина Н.Н., Меньшаева Л.И. Тенденции развития управления финансовыми ресурсами образовательных учреждений в условиях повышения их самостоятельности // Экономический анализ: теория и практика. 2011. С 45-50.

Игитханян С.С. Особенности системы управления имуществом вузов в РФ и оценка ее эффективности// KANT. 2023. №1(46). С. 29-35.

Килинкаров В.В. Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования и науки в России // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2019. №2. С.210-224.

Кильдишова М.В. Непрофильные активы вуза: классификация и управление на примере ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» // Контентус. 2018. №5 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neprofilnye-aktivy-vuza-klassifikatsiya-i-upravlenie-na-primere-fgbou-vo-mgu-im-n-p-ogareva (дата обращения: 09.09.2023).

Кулешова К.Г., Лобачева А.В. Система управления имущественным комплексом: принципы и инструменты // Университетское управление: практика и анализ. 2016. №4 (104). С. 129-133.

Кузьмин А. В. Формирование механизма управления нематериальными активами в системе высшей школы России // π-Economy. 2013. №5 (180). С. 103-108.

Кураков А. Л. Повышение качества высшего профессионального образования как важнейший фактор экономического роста // Russian Journal of Economics and Law. 2007. №1 (1). С. 75-80.

Кушников Е.И., Хаджинов Л.В. Некоторые аспекты оценки влияния образования на экономический рост // Вопросы инновационной экономики. 2022. Том 12. № 1. С. 535-550.

Лейман Е.Н., Лозенко В.К. Механизмы повышения инвестиционной привлекательности имущественного комплекса вуза и пути их формирования // Экономика и экологический менеджмент. 2019. №1. С. 102-111.

Лейман Е.Н., Лозенко В.К. Принципы, цели и особенности формирования механизма управления стоимостью имущественного комплекса организации // π-Economy. 2018. №4. С.263-271.

Лукашенок Т.Р. Понятие, состав и учет имущества федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений в контексте правового регулирования // Вопросы современной юриспруденции. 2016. №3 (54). С.76-88.

Никонова Е. Н. Университеты стран с развивающейся экономикой. Путь к признанию // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №1 (57). С. 102-126.

Подлесный С.А., Масальский Г.Б. Пути повышения качества подготовки инженеров в контексте мировых и отечественных тенденций // Журнал СФУ. Техника и технологии. 2014. №2. С. 235-247.

Пригаро С.В. Системный анализ факторов и показателей принятия решения при управлении имущественным комплексом высших учебных заведений // Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2018. №3. С.90-99.

Сироткин А.И. Формализованная методика проектирования оптимальной пространственной инфраструктуры инновационного вуза // Статистика и экономика. 2015. №5. С.168-171.

Сюбарева И.Ф. Правовой режим имущества образовательных организаций. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/68654-pravovoj-rezhim-imushhestva-obrazovatelnykh-organizacij (дата обращения: 05.09.2023).

Сюбарева И.Ф. Управление имуществом собственника в сфере образования: правовой аспект // Экономика. Налоги. Право. 2018. №1. C. 128-133.

Успаева М.Г., Гачаев А.М. Повышение качества высшего образования как фактор развития и модернизации содержания образовательного процесса // Управление образованием: теория и практика. 2022. №9 (55). С. 29-36.

Dragoescu M. Education as a Determinant of the Economic Growth. The Case of Romania // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 197. P. 404-412. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.15628. Kim, J.W. The Role of Education in Economic Development—The Korean Experience. In: Klenner, W. (eds) Trends of Economic Development in East Asia. Springer, Berlin, Heidelberg. 1989. https://doi.org/10.1007/978-3-642-73907-1_3729. Loyalka, Prashant & Carnoy, Martin & Froumin, Isak & Dossani, Raffiq & Tilak, J. & Yang, Po. Factors affecting the quality of engineering education in the four largest emerging economies // Higher Education. 2014. Vol. 68. P. 977-1004. https://doi.org/10.1007/s10734-014-9755-830. Mutton D., Ciriello R. The Impact of Education on Economic Growth in Developing Countries. 2021. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.32332.5440031. Vorontsov A., Vorontsova E. Current Trends in Russian Scientific and Educational Development in the Context of Worldwide Globalization. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 1156-1164. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.733

References

Anohova E.V., Dranko O.I. Povyshenie effektivnosti deyatel’nosti vuza na osnove ekonomicheskogo modelirovaniya [Increasing the efficiency of university activities based on economic modeling]. Universitetskoe upravle-nie: praktika i analiz, 2018, no. 4 (116), pp. 9-22.

Borovskaya M.A., Lobacheva A.V., Bechvaya M.R., Kuleshova K.G. In-strument ocenki obespechennosti i soderzhaniya imushchestvennogo kompleksa obrazovatel’nyh organizacij: normativno-podushevoj podhod [A tool for assessing the provision and maintenance of the property complex of educational organizations: a normative per capita approach]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2016, no. 4 (104), pp. 96-102.

Buharin N.A., Pupencova S.V. Ocenka effektivnosti ispol’zova-niya nedvizhimosti obrazovatel’nogo uchrezhdeniya [Assessing the efficiency of using real estate of an educational institution]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2016, no. 4 (104), pp. 103-110.

Goryunova E.V. Povyshenie kachestva vysshego obrazovaniya kak vazh-nejshij faktor ekonomicheskogo rosta Rossii [Improving the quality of higher education as the most important factor in Russia’s economic growth]. Nauchnye trudy Vol’nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii, 2009, pp. 417-433.

Guruleva T.L. Sistema obrazovaniya v kitajskoj narodnoj Respub-like: struktura i osnovnye napravleniya razvitiya [Education system in the People’s Republic of China: structure and main directions of development]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2017, no. 7, pp. 152-164.

Gusejn-zade R. G. Razvitie sovremennogo inzhenernogo obrazovaniya v Rossii (na primere Moskovskogo tekhnologicheskogo universiteta) [Development of modern engineering education in Russia (using the example of Moscow Technological University)]. Russian Journal of Education and Psychology, 2018, no. 6, pp. 121-141.

Dubolazov V.A., Neelova N.V. Uchet imushchestva federal’nyh gosu-darstvennyh avtonomnyh obrazovatel’nyh uchrezhdenij v sootvetstvii s rossijskimi i mezhdunarodnymi standartami finansovoj otchetnosti [Accounting for property of federal state autonomous educational institutions in accordance with Russian and international financial reporting standards]. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet, 2014, no. 12 (306), pp. 2-15.

Ermak O.V. Sostav i klassifikaciya ob”ektov upravleniya imushche-stvennogo kompleksa obrazovatel’nyh organizacij vysshego obrazovaniya [Composition and classification of objects of management of the property complex of educational organizations of higher education]. Alleya Nauki, no. 12(75), 2022. https://alley-science.ru/domains_data/files/1December2022/SOSTAV%20I%20KLASSIFIKACIYa%20OBEKTOV%20UPRAVLENIYa%20IMUShESTVENNOGO%20KOMPLEKSA%20OBRAZOVATELNYH%20ORGANIZACIY%20VYSShEGO.pdf

ZHilina N.N., Men’shaeva L.I. Tendencii razvitiya upravleniya finansovymi resursami obrazovatel’nyh uchrezhdenij v usloviyah povysheniya ih samostoyatel’nosti [Trends in the development of management of financial resources of educational institutions in the context of increasing their independence]. Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika, 2011, pp. 45-50.

Igithanyan S.S. Osobennosti sistemy upravleniya imushchestvom vu-zov v RF i ocenka ee effektivnosti [Features of the university property management system in the Russian Federation and assessment of its effectiveness]. KANT, 2023, no. 1(46), pp. 29-35.

Kilinkarov V.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sfere vysshego obrazovaniya i nauki v Rossii [Public-private partnership in the field of higher education and science in Russia]. Vestnik SPbGU. Seriya 14. Pravo, 2019, no. 2, pp. 210-224.

Kil’dishova M.V. Neprofil’nye aktivy vuza: klassifikaciya i upravlenie na primere FGBOU VO “MGU im. N. P. Ogareva” [Non-core assets of a university: classification and management using the example of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “MSU named after N.P. Ogarev”]. Kontentus, 2018, no. 5 (70). https://cyberleninka.ru/article/n/neprofilnye-aktivy-vuza-klassifikatsiya-i-upravlenie-na-primere-fgbou-vo-mgu-im-n-p-ogareva

Kuleshova K.G., Lobacheva A.V. Sistema upravleniya imushchestven-nym kompleksom: principy i instrumenty [Property management system: principles and tools]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2016, no. 4 (104), pp. 129-133.

Kuz’min A. V. Formirovanie mekhanizma upravleniya nematerial’nymi aktivami v sisteme vysshej shkoly Rossii [Formation of a mechanism for managing intangible assets in the Russian higher education system]. π-Economy, 2013, no. 5 (180), pp. 103-108.

Kurakov A. L. Povyshenie kachestva vysshego professional’nogo obrazovaniya kak vazhnejshij faktor ekonomicheskogo rosta [Improving the quality of higher professional education as the most important factor in economic growth]. Russian Journal of Economics and Law, 2007, no. 1 (1), pp. 75-80.

Kushnikov E.I., Hadzhinov L.V. Nekotorye aspekty ocenki vliya-niya obrazovaniya na ekonomicheskij rost [Some aspects of assessing the impact of education on economic growth]. Voprosy innovacionnoj ekonomiki, 2022, vol. 12, no. 1, pp. 535-550.

Lejman E.N., Lozenko V.K. Mekhanizmy povysheniya investicionnoj privlekatel’nosti imushchestvennogo kompleksa vuza i puti ih formirovaniya [Mechanisms for increasing the investment attractiveness of the university’s property complex and ways of their formation]. Ekonomika i ekologicheskij menedzhment, 2019, no. 1, pp. 102-111.

Lejman E.N., Lozenko V.K. Principy, celi i osobennosti formi-rovaniya mekhanizma upravleniya stoimost’yu imushchestvennogo kompleksa organizacii [Principles, goals and features of the formation of a mechanism for managing the value of the organization’s property complex]. π-Economy, 2018, no. 4, pp. 263-271.

Lukashenok T.R. Ponyatie, sostav i uchet imushchestva federal’nyh gosudarstvennyh byudzhetnyh obrazovatel’nyh uchrezhdenij v kontekste pra-vovogo regulirovaniya [Concept, composition and accounting of property of federal state budgetary educational institutions in the context of legal regulation]. Voprosy sovremennoj yurisprudencii, 2016, no. 3 (54), pp. 76-88.

Nikonova E. N. Universitety stran s razvivayushchejsya ekonomikoj. Put’ k priznaniyu [Universities in emerging economies. The path to recognition]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2019, no. 1 (57), pp. 102-126.

Podlesnyj S.A., Masal’skij G.B. Puti povysheniya kachestva podgo-tovki inzhenerov v kontekste mirovyh i otechestvennyh tendencij [Ways to improve the quality of engineer training in the context of global and domestic trends]. ZHurnal SFU. Tekhnika i tekhnologii, 2014, no. 2, pp. 235-247.

Prigaro S.V. Sistemnyj analiz faktorov i pokazatelej prinyatiya resheniya pri upravlenii imushchestvennym kompleksom vysshih uchebnyh zavedenij [System analysis of factors and decision-making indicators in the management of the property complex of higher educational institutions]. Vestnik AGTU. Seriya: Upravlenie, vychislitel’naya tekhnika i informatika, 2018, no. 3, pp. 90-99.

Sirotkin A.I. Formalizovannaya metodika proektirovaniya optimal’noj prostranstvennoj infrastruktury innovacionnogo vuza [Formalized methodology for designing the optimal spatial infrastructure of an innovative university]. Statistika i ekonomika, 2015, no. 5, pp. 168-171.

Syubareva I.F. Pravovoj rezhim imushchestva obrazovatel’nyh organizacij [Legal regime of property of educational organizations]. https://wiselawyer.ru/poleznoe/68654-pravovoj-rezhim-imushhestva-obrazovatelnykh-organizacij

Syubareva I.F. Upravlenie imushchestvom sobstvennika v sfere ob-razovaniya: pravovoj aspekt [Property management of the owner in the field of education: legal aspect]. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2018, no. 1, pp. 128-133.

Uspaeva M.G., Gachaev A.M. Povyshenie kachestva vysshego obrazo-vaniya kak faktor razvitiya i modernizacii soderzhaniya obrazovatel’nogo processa [Improving the quality of higher education as a factor in the development and modernization of the content of the educational process]. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika, 2022, no. 9 (55), pp. 29-36.

Dragoescu M. Education as a Determinant of the Economic Growth. The Case of Romania. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 197, pp. 404-412. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.156

Kim, J.W. The Role of Education in Economic Development—The Korean Experience. In: Klenner, W. (eds) Trends of Economic Development in East Asia. Springer, Berlin, Heidelberg. 1989. https://doi.org/10.1007/978-3-642-73907-1_37

Loyalka, Prashant & Carnoy, Martin & Froumin, Isak & Dossani, Raffiq & Tilak, J. & Yang, Po. Factors affecting the quality of engineering education in the four largest emerging economies. Higher Education, 2014, vol. 68, pp. 977-1004. https://doi.org/10.1007/s10734-014-9755-8

Mutton D., Ciriello R. The Impact of Education on Economic Growth in Developing Countries. 2021. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.32332.54400

Vorontsov A., Vorontsova E. Current Trends in Russian Scientific and Educational Development in the Context of Worldwide Globalization. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 214, pp. 1156-1164. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.733


Просмотров аннотации: 127
Загрузок PDF: 107
Опубликован
2023-09-29
Как цитировать
Igitkhanyan, S. (2023). КЛАССИФИКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Наука Красноярья: экономический журнал, 12(3), 54-73. https://doi.org/10.12731/2070-7568-2023-12-3-54-73
Раздел
Экономические исследования